Необходимость автоэкспертизы
Владельцы автомобилей, гарантийный срок эксплуатации которых истек, обращаются к автоэкспертам в случаях, когда необходимо провести:
- исследование механизма ДТП;
- оценку ущерба;
- металлографическую и трасологическую экспертизы деталей послуживших причиной ДТП;
- определить качество проведенного ремонта.
Владельцы новых автомобилей или автомобилей, находящихся в гарантийном периоде эксплуатации, заказывают кроме уже перечисленных автоэкспертных услуг:
- оценку качества ЛКП;
- качества автомобиля как товара;
- причину дефектов или выхода из строя узлов и агрегатов автомобиля;
- металлографическую и материаловедческую экспертизы изношенных раньше гарантийного срока эксплуатации деталей;
- качества технических жидкостей (ГСМ);
- качества технического обслуживания в сервисах официального дилера;
- оценку чисто потребительских качеств автомобиля.
Обе категории владельцев нуждаются в пожаротехнической экспертизе.
В экспертных услугах нуждаются также владельцы маломерных речных судов, мотоциклов, скутеров, квадрациклов и велосипедов.
Соответственно, в экспертных услугах нуждаются производители автомототехники и автосервисные организации.
Качественное оказание автоэкспертных услуг способствует досудебному урегулированию споров между потребителями и производителями товаров и услуг автомототранспорта. Сложная экономическая ситуация в ряде случаев заставляет производителей отказываться от политики клиентоориентированности. С другой стороны, в России, как в стране, в которой начали защищать права потребителя, наблюдается рост потребительского экстремизма. Споры потребителей и производителей переходят в судебную стадию (гражданского или арбитражного судопроизводства). У судов соответственно возникает потребность в судебной автотехнической экспертизе. Удовлетворение этой потребности только за счет экспертных учреждений ФЦСЭ в настоящее время исчерпана.
Часто суды получают ответ из государственных экспертных учреждений о невозможности провести экспертизу, например сложного агрегата, например, такого как автоматическая коробка передач или система пассивной безопасности автомобиля из-за отсутствия лабораторной базы, оборудования и специалистов. Обычно это бывает в тех случаях, когда не достаточно установить только факт наличия дефекта, но необходимо еще раскрыть механизм возникновения неисправности и классифицировать ее. В тех же случаях когда эксперты, например системы МВД, берутся за разрешение вопросов связанных с системами современных автомобилей иностранного производства, то они по своим специальным познаниям и качеству экспертных исследований перестают отличаться в лучшую сторону от «независимых экспертов по оценке имущества».
Очень остро стоит вопрос о качественной пожаротехнической экспертизе. Пожарные дознаватели стремятся объяснить любой пожар производственными дефектами автомобиля даже при наличии явных признаков поджога. Владелец транспортного средства в свою очередь заинтересован в адресном предъявлении иска производителю, чем в поиске неизвестного поджигателя. Третьим в этой преступной группе (а именно так их следует называть) бывает «независимый эксперт», как правило, по оценке ущерба, который ни мало не сомневаясь, берет на себя полномочия пожаротехнического эксперта и подтверждает наличие производственного дефекта в сгоревшем транспортном средстве.
Производственные дефекты, приводящие к пожару транспортных средств разумеется имеют место даже у известных производителей, но доля их в общем числе очень мала. Чаще это следствие установки дополнительного оборудования на автомобиль, когда осуществляется грубое вторжение в электрооборудование автомобиля. Часть владельцев автомобилей не обеспечены информацией о квалификации сервисного персонала, который устанавливает дополнительное оборудование на автомобиль, другая часть сознательно стремиться экономить и обращается к более дешевым и менее квалифицированным автомастерам. Это приводит к пожару. Такую пожаротехническую экспертизу следует проводить комплексно с участием двух экспертов пожаротехнического и автотехнического.
Не редки случаи, когда после ДТП автомобиль ремонтируется не в сервисной службе официального дилера и даже без оформления соответствующих документов. Низкое качество работ и элементарная техническая неграмотность персонала становятся причиной пожара. Причем опять имеют место попытки возложить бремя ответственности не на гаражный сервис, с которого бывает нечего взять, а на производителя.
Неквалифицированные действия водителя также могут приводить к пожару. Достаточно остановить современный легковой автомобиль в высокой сухой траве или хуже того забуксовать при наличии горючего материала, который может коснуться каталитического нейтрализатора и пожар обеспечен. Причем для людей не обладающими специальными познаниями причина пожара, когда он будет потушен, будет не очевидна. К таким людям может относиться и человек по должности являющийся пожаротехническим экспертом ЦСЭ. Он закончил физико-математический факультет университета, прошел трехмесячное повышение квалификации, как пожаротехнический эксперт и получил должность в государственном экспертном учреждении. Однако специальные познания в такой специфической сфере деятельности как пожары транспортных средств не являются приложением к должности.