Заказать бесплатный звонок
Ваше имя
Телефон
Вопрос или комментарий

Автоэкспертиза пожара автомобиля

Приобретая определенные вещи, мы, как правило, облегчаем себе труд, удовлетворяем потребности, а также надеемся на их как можно долгое пользование. Современный человек уже не может представить себе жизнь без некоторых вещей в его повседневном обиходе. Зарабатывая деньги, люди все больше и больше приобретают им необходимое. В 21 веке, в пору технического прогресса, человек не представляет возможным передвижение без личного автомобиля.

К сожалению, личные вещи не всегда оказываются таковыми. Никто не застрахован от порчи собственного имущества. В современном мире опасности могут подстерегать на каждом шагу. 

Именно с такой опасностью столкнулся гражданин, который как обычно припарковал свой автомобиль возле своего дома и пошел спать. Но, к великому удивлению, поспать ему так и не удалось: спустя час его разбудили и сообщили, что его автомобиль загорелся, и прибывшие пожарные его уже потушили. 

С целью выявления причин пожара ИНАЭ-МАДИ (Институт Независимой Автотехнической Экспертизы) была проведена пожаротехническая экспертиза. При рассмотрении дела сам владелец пояснил, что автомобиль был им куплен у частного лица менее года назад. За все время эксплуатации им автомобиля каких-либо замечаний по работе его систем не возникало. Никакого дополнительного оборудования на автомобиле по его инициативе не устанавливалось. В день перед пожаром все системы автомобиля также работали без замечаний. Перед возгоранием автомобиль находился в движении достаточно долго (более часа), никаких сигнальных ламп на панели приборов не загоралось, нарушений в работе систем автомобиля, изменений в тяге двигателя водитель также не замечал. После поездки автомобиль около 4 часов ночи был припаркован возле жилого дома на неохраняемой площадке, после чего водитель, закрыв двери и включив охранную сигнализацию, ушел домой и вскоре лег спать. Никаких подробностей о возгорании (точном времени возникновения и первых проявлениях пожара, его развитии и тушении) он не знает.

При осмотре автомобиля было установлено, что автомобиль полнокомплектный, детали его кузова следов механи¬ческих повреждений, характерных для аварийных столкновений автомобилей, не имеют. 

А также было обнаружено, что большие термические повреждения образовались только в передней части автомобиля - по всей площади его моторного отсека (рис. 1, 2)

Анализ термических повреждений автомобиля позволяет отметить следующие важные их особенности:

- в автомобиле огнем повреждены только узлы и агрегаты, детали кузова автомобиля в районе моторного отсека и в непосредственной близости от него (самая передняя часть салона);

- в пределах моторного отсека наиболее сильные термические повреждения образовались в самой передней его части, в районе  передней панели, где не только сгорели все пластмассовые детали, но и расплавились массивные алюминиевые детали (верхняя часть самой панели, середины радиатора системы охлаждения двигателя и конденсатора кондиционера, передний край капота);

- по мере удаления от передней панели назад и к боковым сторонам отсека степень термических повреждений уменьшается (рис. 3);

- вторая зона наиболее сильных термических повреждений охватывает всю нишу под ветровым стеклом позади моторного отсека, где сильно расплавились алюминиевые детали (больше слева) и сильно обгорели образующие нишу стальные панели; 

- еще две зоны сильных выгораний образовались позади и ниже передних  колес (больше позади левого), где полностью либо частично сгорели брызговики, обгорели передние края порогов и прилегающие участки днища автомобиля (рис. 4);

- две последние из указанных зон термических повреждений отделены от первой зоны сплошными стальными листами. А это значит, что образование термических повреждений в них за счет воздействия продуктов горения, истекающих из моторного отсека, исключено.

 

Но что же послужило очагом возгорания? Были рассмотрены все источники зажигания, которые, с учетом обстоятельств дела, могли возникнуть вблизи этого очага. Местоположение очага пожара помогает определить и анализ направленности горения в различных местах (путей распространения пожара) - по разной степени выгорания участков деталей можно судить, с какого участка началось горение детали и от какой детали к какой передавалось горение, что в совокупности указывает, из какой зоны первоначально эта передача горения началась.

 

 

 

Термические повреждения автомобиля достаточно велики, но они охватывают лишь моторный отсек и ближайшую к нему переднюю часть салона. При этом выделяются 4 зоны наиболее сильных термических повреждений. При сопоставлении с предыдущими выводами можно заключить, что  горение, несомненно, началось в пределах этих четырех зон независимо и, по-видимому (с учетом примерно одинаково сильных термических повреждений в них), почти одновременно – налицо четыре независимых очага возгорания. 

Степень повреждения близлежащих деталей последовательно уменьшается по мере удаления от всех четырех зон наибольших термических повреждений, что является важным очаговым признаком. Зоны термических повреждений позади и ниже передних колес находятся на наиболее низком уровне, притом, что на соседних участках на том же уровне термических повреждений нет – это также очаговый признак.

Таким образом, при пожаре автомобиля имелось четыре независимых очага пожара – горение практически одновременно возникло в самой передней части моторного отсека в районе  передней панели, в нише под ветровым стеклом позади моторного отсека, позади и ниже обоих передних  колес.

Для установления причины возникновения горения также следует учитывать пожароопасные свойства материалов, из которых были изготовлены детали автомобиля, либо попавшие туда другие вещества (автомобильные эксплуатационные жидкости или посторонние горючие жидкости). Были исследованы такие материалы, как сталь, медь, алюминий, резина, хладагент кондиционера, моторные масла и бензины. Данные вещества рассматривались и классифицировались по химическим и физическим свойствам. Далее были сделаны следующие заключения: при нормальных условиях (нормальной температуре воздуха) самовозгорание всех перечисленных веществ и материалов невозможно. Возможны лишь вспышка и возгорание от постороннего теплового источника паров бензинов, если они попали в значительных количествах в свободное пространство, возгорание же имевшихся твердых горючих материалов возможно только в случае их разогрева до весьма высоких температур под действием какого-либо мощного источника тепла.

Довод о коротком замыкании также был опровергнут в силу определенных обстоятельств (т.к. автомобиль находился на стоянке с выключенным двигателем и ключом зажигания, вынутым из замка зажигания, большая часть электропроводов была обесточена).

Отсутствуют и следы коротких замыканий на обнажившихся в результате сгорания изоляции жилах проводов малого сечения, проходивших в местах активного горения. С учетом того, что все они были снабжены плавкими предохранителями, что исключает возможность длительного короткого замыкания с их участием,  возникновение пожара из-за этой причины исключено.

Вышеизложенное позволяет заключить, что возникновение пожара не было вызвано коротким замыканием в электросети автомобиля.

В свете проведенных выше исследований единственно возможной причиной возникновения пожара остается внесение в районы очагов пожара постороннего источника огня с одновременным внесением интенсификатора горения (наиболее вероятно, горючей жидкости).  Интенсификатором горения могла быть любая легковоспламеняющаяся или горючая жидкость, с учетом же наибольшей доступности и удобства применения им мог быть автомобильный бензин.

Под воздействием пламени от сгорания горючей жидкости (а пламя горения бензина и сходных легковоспламеняющихся жидкостей имеет высокую температуру и поднимается на большую высоту – при разлитии 1-2 литров бензина на 50-60 см и более) произошло практически одновременное зажигание передних деталей автомобиля. Дальнейшее активное развитие пожара во всех этих зонах определялось уже распространением горения по деталям из таких материалов, которые, самостоятельно поддерживают горение. 

С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что причиной пожара автомобиля явилось внесение постороннего источника огня с предварительным внесением легковоспламеняющейся жидкости на пластмассовую панель; быстрое сгорание этой жидкости вызвало активное горение на большой площади и одновременно в четырех местах (в нише под ветром стеклом, в районе передней панели автомобиля, позади и ниже передних колес) деталей автомобиля, выполненных из горючих материалов (в основном пластмасс).

 

ИНАЭ-МАДИ провели очень обширную работу по выявлению очага возгорания. Сколько деталей и значимых конструкций автомобиля было повреждено. И причиной тому могло послужить всего лишь пламя маленькой спички или кусочка бумажки. 

В заключение хотелось бы сказать, что при парковке машины на неохраняемой территории нужно быть бдительным и аккуратным, ведь проникновение посторонних лиц к вашему имуществу вполне имеет место быть. Особенно в ночное время суток, когда риск претерпеть неприятные потери наиболее велик.

Вы здесь: Главная Статьи Автоэкспертиза пожара автомобиля